Версия для печати

Семиотика - наука о знаках и образах

Главная > Лингвистика > Семиотика

Знаки-узоры орнамента балтов: Древо | Звезда | Зигзаг | Крест | Кровля | Круг | Плетёнка | Полумесяц | Рога | Ромб | Свастика | Спираль | Треножник | Уж | Хвоя
Сны-архетипы на букву: А | Б | В | Г | Д | Е (Ё) | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Расписанное яйцо: спираль змеи или космоса?

Язык сам по себе — символизм. (Альфред Норт Уайтхед)
Язык не всегда в силах выразить то, что видит глаз. (Джеймс Фенимор Купер)
Функция языка не информировать, а вызывать представления. (Жак Лакан)
Письменность - не единственный способ выражать свои мысли. (Барон Норденскёльд)
Все пути мысли более или менее ощутимым образом загадочно ведут через язык. (Мартин Хайдеггер)

В  основе семиотики лежит понятие знака. Согласно современной концепции, семиотика - междисциплинарная наука о знаковых системах. Язык является одним из видов знаковых систем, поэтому языкознание - подраздел семиотики ["речевая семиотика"], а семиотика - надлингвистическая дисциплина.

На нашем сайте, напротив, лингвистика трактуется более широко, включая изучение различных знаковых систем (не только коммуникативных), в т.ч., относящихся к искусству и СМИ. А семиотика толкуется более узко - как часть лингвистики, занимающейся неязыковыми коммуникативными средствами.

Под понятием знака подразумевается символическое обозначение некоторых идей в любом доступном для органов чувств виде, но чаще всего это зрительный символ (например, герб рода или флаг государства), поэтому большую часть семиотических явлений можно рассматривать в разделе графики, частью которой является письменность, особенно рисуночная ("иероглифическая") - такая как египетская, критская, хеттская,

Разделы страницы о семиотике и семиологии:

Также смотрите родственные разделы по семантике и международным обозначениям. И будет полезно исследовать архетипы коллективной памяти, выраженные в сновидениях.


История становления семиотики

Возникновение и становление семиотики

Семиотика — это проект в гуманитарных науках и философии, который появился в конце XIX века. В философии это американский прагматизм, Чарльз Сандерс Пирс, который предложил свой семиотический проект с опорой на эволюционную биологию, а европейский гуманитарный проект — это лингвистический проект, который предложил швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, чьи ученики после его смерти составили знаменитую книгу «Курс общей лингвистики», которая легла в основу семиотики.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839—1914 гг.), который и предложил ее название. Он также дал определение знака, классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки.

Семиотика как наука о знаковых системах, сверхнаука, наука о знаковых системах в природе и обществе призвана объединить разные гуманитарные науки, а желательно и социальные и показать, что между ними общего, чтобы возник некий общий язык, с помощью которого эти науки смогут друг с другом разговаривать. (Ян Левченко. Семиотический проект в СССР)

Семиотика с самого начала своего возникновения стала представлять собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Интересы семиотики распространяются на

Семиотика как наука о средствах общения и др. специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.

Три составные части семиотики

Кроме того, Ч. Пирс разделил семиотику на семантику, синтактику и прагматику (Ч. Моррис развил эти идеи):

  1. синтактика изучает отношения между знаками, т.е внутренние свойства систем знаков (или правила построения знаков в рамках знаковой системы);
  2. семантика изучает отношения межд знаками и обозначаемым предметом - внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков;
  3. прагматика изучаюет отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.

На соотношение аспектов семиотики и частей средневекового «тривия» (лат. "трехдорожье") гуманитарных наук обратил внимание Ч. Моррис. Тривий состоял из грамматики, логики (называвшейся диалектикой) и риторики. Части тривия по предмету изучения и по задачам, которые в их рамках ставились, соответствуют частям семиотики: грамматика — синтактике, логика — семантике, а риторика — прагматике. [Т.е., семантика доносит смысл до ума, а прагматика - до сердца.]

Понятие знака в семиотике

Существует расширенное и более узкое понимание знака и, соответственно, семиотики.

Знаки (в самом узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы, в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы, возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии сообщений переводится в исходную форму первичную (например, азбука Морзе), др. непереводимы, но невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).

Развитие семиотики

Семиотические идеи Ч. Пирса, получили известность лишь в 80-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ - Ч. Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Ч. Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Карнап, А. Тарский и др. Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913 гг.) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916 г. В 1923 г. немецкий философ Э. Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности значительно различались; например, Ч. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру знаний», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке над гуманитарными науками. [А, судя по труду Э. Кассирера, семиотику можно считать и философской дисциплиной.]

Что касается 3 частей семиотики, то сначала ученые занимались в основном синтактикой: синтаксисом, композицией, морфологией текста. Затем центр исследований переместился в область семантики: изучались отношения элементов (знаков) к внешнему миру, соотношение знак — понятие, языковая «картина мира». В последние годы основные исследования ведутся в области прагматики (говорящего и пишущего субъекта, его различных Я; отношений между отправителем и адресатом, говорящим и слушающим, пишущим и читающим; словесного воздействия, убеждения и т.п.).

Предмет, структура и основные понятия семиотики

Здесь даны различные определения семиотики и описания ее задач. Позже будет представлено единое описание.

Процесс передачи сообщения - знаковый процесс (семиозис)

Одно из ключевых понятий семиотики - знаковый процесс, или семиозис [сообщение смысла]. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение и код Д.

Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем [коммуникантом], получатель [реципиент] с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода - естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель - слушающим, или также адресатом, а знаки — языковыми знаками.

При рассмотрении лексики лингвисты пользуются также международными терминами, которые соответствуют выделенным русским терминам:

  1. предмет — то же самое, что денотат или референт; англ, referent; франц. refere, referend;
  2. смысл — то же самое, что сигнификат; англ. signification; франц. signification;
  3. называние, или обозначение,— то же самое, что номинация; англ, denomination; франц. denomination, designation, signifiance;
  4. отношение фонетического слова (или фонетического слова вместе со смыслом, сигнификатом) к предмету, денотату, референту,— то же самое, что референтная соотнесенность, референция; англ, reference; франц. reference.

Сказанное может быть представлено на схеме, которая называется "семантическим треугольником".

Две стороны знака и семиотический треугольник

Знак имеет две стороны, которые невозможно отделить друг от друга. Одна сторона - это то, что знак обозначает (означаемое, содержание), а вторая - это то, чем он обозначен (означающее, форма). Например, товар также является знаком. Его форма - это то, что может быть воспринято органами чувств (вкус, цвет, запах, размер, вес и т.п.), а к содержанию относятся все те признаки (сигнификаты), которые важны для данного товара (функция, назначение, цена, свидетельства качества, впечатление от товара и т.п.).

Товар имеет форму и содержание, а что же мы покупаем в магазине? Конкретный предмет - это и есть тот третий элемент (денотат), который наряду с формой и содержанием образует семиотический треугольник: денотат (предмет) - означающее - означаемое.

Семантический треугольник

Семантический треугольник (англ. semantic triangle) — схематическое изображение для представления о том, что у каждого знака есть, по крайней мере, 2 типа значений (денотативное и сигнификативное). Вершины семантического треугольника образуют сам знак (или его внешняя форма) и 2 его значения. С этим представлением связана также мысль о том, что у всех знаков есть, по меньшей мере, 2 семантические функции: номинативная (идентифицирующая) и сигнификативная.

Термины, обозначающие типы «значений», образуют весьма пёстрый ряд:

Семантический треугольник почти синонимичен семантической триаде.

Лингвисты-теоретики, разрабатывая новаторские идеи Ф. де Соссюра, в 20-е годы столкнулись с проблемой значения, которая стала камнем преткновения не только для лингвистов, но и для психологов и философов. В 1923 г. американские семиотики С.К. Огден и И.А. Ричардс опубликовали книгу с характерным названием: «Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм». В этой книге предложен семантический треугольник (треугольник Огдена-Ричардса), который представляет собой удачную модель взаимосвязи трех уже известных, логико-лингвистических категорий:

.

На рис. 6.2 воспроизведен знаменитый треугольник с некоторыми дополнениями. Его преимущество перед треугольником Г. Фреге в том, что он разграничивает материальную и идеальную сторону знака (план выражения и план содержания). Фреге же отождествляет знак и имя, что неприемлемо для естественного языка.

Введенное Ф. де Соссюром отношение «означаемое — означающее» соответствует отношению «значение (концепт) — имя», или «содержание - выражение», и именно это отношение называется семантическим. В логике, где используется треугольник Фреге, считается семантическим отношение «денотат — знак». Для коммуникационной семиотики предпочтительнее первое понимание, ибо социальная коммуникация — это движение смыслов, а не денотатов.

Здесь уместно остановиться на различиях в понятиях «смысл» и «значение». Мы условились понимать под смыслом те знания, умения, эмоции, стимулы, которые образуют идеальное содержание коммуникационных сообщений. Согласно рисунку, получается, что содержание знаков (а всякий знак в принципе может быть сообщением) - это значение (понятие, концепт), а не смысл. Можно было бы попросту отождествить смыслы, значения, концепты, понятия, добавив к ним психологические представления и другие образы. Но такое отождествление затрудняется тем, что в отечественной психологии понятие «значение» и «смысл» жестко разграничиваются.

Психолог А. А. Леонтьев формулирует различие между ними следующим образом: смыслы — это личностная, субъективная форма знания, а значение — «объективная, кодифицированная форма существования общественного знания» . Другой психолог, А. Ю. Агафонов, написавший монографию, посвященную психологической теории смысла, приходит к выводу, что смысл — это «психический продукт», он принадлежит психическому миру (существует в психическом пространстве и времени), а значение в логико-лингвистическом понимании принадлежит внешнему относительно психики социальному миру, характеризующемуся социальным временем и пространством. В результате между понятиями «смысл» и «значение» воздвигается непроходимая стена, ибо они относятся к разным мирам; получается, что смыслы не имеют значения, а значения — бессмысленны.

С предложенным психологами разграничением «смыслов» и «значений» согласиться нельзя. Мы полагаем, что смыслы — универсальная категория, которая может обнаруживаться во всех мирах, а не только в субъективной психической реальности. Социальная коммуникационная деятельность и социальная память есть движение смыслов, которые можно, конечно, называть «значениями», но научное познание от этого не выиграет, а скорее заплутается в терминологической путанице. Мы полагаем, что содержанием всех видов смысловой коммуникации — генетической, психической (внутриличностной), социальной есть смыслы, т. е. знания, умения, эмоции, стимулы.

На самом деле все предложенные "треугольники" - чепуха, оторванная от реальности, а используемая наукообразная терминология еще более отдаляет от понимания сути обычным человеком.

  1. Знаков (наименований предметов) может быть много (синонимы).
  2. У каждого синонима может быть несколько смыслов, которые используются в языке.
  3. Человек субъективен и ограниченно пользуется своим языком, поэтому каждый наполняет этот синоним своим смыслом.
  4. сам предмет может вызвать в сознании не один, а несколько смыслов - и не все они будут тождественны смыслам вызываемым знаками, причем для каждого человека будет свой индивидуальный набор несоответствий.

Поэтому, упрощенно, у нас будет не ртеугольник, а разомкнутый четырёхугольник.

Виды знаков

Классификация знаков дана одним из основоположников семиотики Ч. Пирсом. Она основана на типологии соотношения формы и содержания:

  1. Так, иконами (или иконическими знаками) называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно.
  2. Индексами (или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени.
  3. Символами (или символическими знаками) называют знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака.

Основные функции семиотики (семантические уровни)

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику.

  1. синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков [сочетаемость знаков и их компонентов] безотносительно к интерпретации ;
  2. семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому (связь между означающим и означаемым);
  3. прагматика исследует связь знаков с «адресатом» (отношение между знаком и его пользователями), то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

Семантика имеет дело с отношениями знаков к тому, что они обозначают, т. е. с денотатами [предметами], значениями, именами, представленными в классическом семантическом треугольнике. Синтактика рассматривает способы сочетания знаков, ведущие в конечном счете к порождению текстов. Ее предметом являются синтаксис и грамматика разных знаковых систем. Прагматика занимается отношением знак - человек (коммуникант [сообщающий] или реципиент [воспринимающий]).

Три аспекта семиотики можно наглядно понять на основе семантического треугольника:

  1. Глубинный смысл (замысел), в соответствии с которым коммуникант подбирает и организует знаки, относится к компетенции прагматики. Замысел зависит от намерений и целей, преследуемых коммуникантом, его понимания важного и полезного в коммуникационной деятельности, поэтому глубинный смысл можно постичь только с позиций прагматики, учитывая ситуативно изменяющееся отношение человек - знак.
  2. Поверхностный смысл доступен всякому человеку, владеющему семантикой языка текста. Этот семиотический уровень - область семантики.
  3. Синтактика имеет своим предметом план выражения сообщений, где ею определяется порядок следования (расположения) знаков, т.е. отношения знак - знак, примером которых могут служить грамматические согласования между словами предложения.

Иногда сравнивают разделение семиотики на 3 части подобно разделению лингвистики на фонетику, грамматику и лексикологию [и все соединяется основанием языка]. Но это не точно, т.к. фонетика ни с какой частью семиотики не ассоциируется. Вот интонация речи и образные слова в ней - да, соответствуют прагматике.

Деление семиотики больше похоже на принципы классификации лексики (тематический, синтагматический, ассоциативный), за исключением парадигматического. Впрочем, возможно, парадигмы существуют в нашем сознании или восприятии им окружающего мира вне языка. Тогда парадигматический аспект должен рассматриваться как в семантике, так и в семиотике.

Понятийное (денотативное) и ассоциативное (конотативное) значения предмета

В  семиотике различают денотативное [семантическое] и конотативное [прагматическое] значения предмета:

  1. Предметно-понятийное, или денотативное, значение, определяет множество всех реальных предметов, которые могут обозначаться тем или иным знаком. Например, все предметы, предназначенные для чистки зубов с помощью зубной пасты, именуются зубными щетками. Денотатом понятия пакет апельсинового сока является множество разнообразных пакетов, содержащих непрозрачную жидкость оранжевого цвета определенной консистенции со специфическим вкусом.
  2. Конотативное значение, являясь ассоциативно-образным, эмоциональным, оценочным или ценностным, дополняет денотативное содержание. Пример: фразы «Наши пальчики устали» и «У меня лапа отваливается» описывают одно и то же физиологи» состояние, связанное с мышечным перенапряжением кисти. В обоих случаях выражение содержит различное эмоциональное отношение говорящего к этому явлению.

Семиология - универсальная наука о знаках

«Семиология - наука, изучающая жизнь знаков в рамках жизни общества» (Ф. де Соссюр)

Термин семиология ввел в научный обиход Фердинанд де Соссюр. Обычно семиология понимается как синоним семиотики. По мнению Соссюра, семиология должна открыть нам, в чём заключаются знаки, какими законами они управляются. Она должна быть частью социальной психологии и определение её места — задача психолога. Задача же лингвиста — выяснение того, что выделяет язык как особую систему в совокупности семиологических явлений.

Поскольку язык — это одна из систем знаков, лингвистика оказывается частью семиологии. Определение места лингвистики среди других наук де Соссюр видит именно в её связи с семиологией: если нам впервые удаётся найти лингвистике место среди наук, это только потому, что мы связали её с семиологией.

Однако, по одной из концепций, семиология есть неудачная попытка построения универсальной науки о знаках, предпринятая лингвистами, и потому ошибочно рассматривающая все знаковые системы преимущественно с лингвистической точки зрения. Семиолог Э.Бенвенист утверждает: "Знаки, имеющие хождение в обществе, могут быть полностью интерпретированы посредством знаков языка, но не наоборот" (Э.Бенвенист "Общая лингвистика". М., 1974, с. 78. Цит. по: В.Михалкович "Изобразительный язык средств массовой коммуникации". М., Наука, 1986г.,с.6). Этой — сугубо лингвистической — точки зрения придерживался основатель семиологии Ф. де Соссюр, литературовед и культуролог Ю.Лотман, кинорежиссер П.-П.Пазолини и множество других структурных лингвистов. Вследствие чего бурное развитие семиологии в 50е-70е годы затем сошло на нет, столкнувшись с неразрешимыми проблемами в знаковой интерпретации изобразительных (в т.ч., кино) и, вообще, художественных систем коммуникации.

Последнее - какая-то ерунда. Основатель семиологии Фердинанд де Соссюр как раз рассматривал свою новую науку о знаках как раз как универсальную, и не лингвистическую, а, скорее, психологическую, т.е. именно как семиотику.]

Сетевые ресурсы о семиотике и символике

Язык переодевает мысли. (Людвиг Витгенштейн)
Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли. [!] (Вольтер)

Онлайн-энциклопедии символов

Практическая семиотика (символизация)

Литература по семиотике и семиологии

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара, фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма...:


Главная > Лингвистика:

Основное: Дисциплины | Сигнальные системы | Языки | Графика | Интерлингвистика | Фонетика | Лексикология | Грамматика | Типология | Компаративистика | Компьютерная лингвистика | Экстралингвистика | Семиотика | Зоосемиотика |

Дополнительное: Исследования автора | Лингвисты | Лингво-порталы | Лингво-центры | Лингво-архивы | Лингво-оборудование | Лингво-термины | --> Словари | Лингво-книга

Родственные ссылки: Общественные науки | Происхождение человека | Страны | Карты

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика