Версия для печати

Древнеханаанский консонантный алфавит

Главная > Лингвистика > Письменности > Алфавиты > Ханаанский праалфавит


Древнеханаанейское письмо (также протоханаанское, протопалестинское - из 20 знаков) — название письменности [небольшого] ряда надписей, найденных на территории Палестины, которые делят на три группы [по древности]:

  1. Надписи первой группы датируются XVI веком до н. э.:
    1. найденный в 1929 году черепок из Гезера,
    2. найденная в 1937 году каменная пластина из Шхема (Сихема)
    3. и надпись на кинжале из Лахиша, найденного в 1934 году, однако надпись была обнаружена и опубликована лишь в 1937 году.
  2. Надписи из второй группы датируются XIV веком до н. э.:
    1. черепок из Тель эль-Хеси, обнаруженный в 1891 году
    2. и найденный в 1932 году горшок из Тель эль-‘Аджула.
    3. Также к этой либо к третьей группе можно отнести острак из Бейт-Шемеша, найденный в 1930 году.
  3. Надписи третьей группы датируются второй половиной XIII века до н. э.:
    1. Несколько надписей из Лахиша:
      1. надпись на кувшине, найденном в 1934 году,
      2. надпись на чаше, открытая годом позже,
      3. надпись на крышке курильницы, найденной в 1936 году
      4. и «Чаша из Лахиша №2», найденная в 1934 году.
    2. К этой группе также относится золотое кольцо из Мегиддо, которое нашедший его археолог П.Л.О. Гай датирует 1300 — 1200 гг. до н. э.
    3. К третьей группе также могут относиться знаки на камнях фундамента Иерусалимского храма.
  4. Позже, в 1964 г. нидерландский археолог Х. Й. Франкен обнаружил при раскопках Дейр-Алла (Deir ‘Alla) несколько табличек. Поскольку знаки внешне отличались от финикийских и относились к более раннему периоду, а вместе с ними была обнаружена филистимская (в Египте филистимляне известны с 1190 г. до н. э.) керамика, он ошибочно определил письменность как разновидность минойской. Позднее было предпринято несколько взаимоисключающих попыток истолковать надписи на семитских языках.
    [Но инвентарь этого письма был богаче (более 30 вариантов знаков, но общее количество букв этой письменности - вероятно, около 30. И по виду они похожи на протосинайские. Поэтому сведения по надписям из Дейр-'Аллы смотрите в том разделе.]
    [Возможно, это старофиникийское письмо написано по-филистимски, но этому, как будто, противоречит факт прихода филистимлян в Палестину уже после столетий существования этого письма.]
  5. А в 1977 г. [или в 1976?] в Избет-Царта был обнаружен черепок, содержащий не только несколько строк текста протоханаанским письмом, но и полный алфавитный репертуар знаков, идущих в том же порядке, что и финикийский алфавит. [Какая датировка??]

Следует иметь ввиду, что финикийский, иврит и другие ханаанские диалекты были в значительной степени неразличимы до 11 века до н.э., и система письма по существу идентична.

Разделы страницы о протоалфавите Ханаана - вероятном предшественнике финикийской абугиды:


История изучения ханаанского письма

Длительное время ханаанейское письмо было известно только по фрагментарным надписям, однако в августе 1976 г. [или 1977?] при раскопках в Избет-Царта был обнаружен остракон с надписью из 5 строк, содержащей полный или близкий к полному репертуар знаков. Ряд исследователей считают, что текст выполнен на филистимском языке, за исключением последней строки, содержащей полный список знаков письма в алфавитном порядке.

Знаки древнеханаанейской письменности не имеют убедительной дешифровки. Вероятно, древнеханаанейская письменность представляла собой один из опытов по созданию алфавитной письменности. По словам Мориса Дюнана, простая, но не поддающаяся дешифровке палестинская система письма показывает, что в течение первых двух третей II тыс. эта страна была центром экспериментов. Существует вероятность связи этой письменности с египетским, критским или протосинайским письмом с одной стороны, и с финикийским алфавитом с другой.


Игорь Гаршин

Самое сейчас главное - узнать, чем протоханаанский алфавит отличается от протосинайского? У обоих сохранился рисуночный вид некоторых букв. [Вопрос стоял до 17 июня 2018 года.] Сейчас (15 марта 2020 года), после изучения карийского алфавита, появились некоторые идеи и прояснения в мозге. Если в карийской азбуке много букв, то она призошла, скорее всего, не от финикийского алфавита и даже не от древне-ханаанского (в которых букв 22 и 20, соответственно), а от доханаанского - протосинайского или его потомка (например, предка южноаравийского), в котором начертание букв упростилось, а их количество сохранилось.

Сам древнеханаанский алфавит появился в результате сокращения его букв (и некоторого их упрощения или изменения) в результате заимствования другим народом, скорее всего, несемитского, например, филистимлянами, в фонетической системе которых не было богатого семитского консонантизма. Филистимляне, как известно, потом перешли на семитский язык Ханаана, но с адаптацией его фонетики под прежде родной и привычный язык. Древние евреи, пришедшие позже в Ханаан, позже заимствовали уже от семитизированных филистимцев их язык и алфавит. То же самое сделали и финикийцы, которые, в силу их мореходного опыта, возможно, были, на самом деле, потомками филистимлян.

Если эта ("филистимская") версия происхождения древнеханаанского письма верна, то, исходя из даты самых ранних древнеханаанских надписей, филистимляне появились в Ханаане не позже XVI века до н.э. - т.е., до печально известного коллапса Бронзового века - и были, возможно, самой первой волной "народов моря", не дошедшими, однако, до границ Египта.

Происхождение ханаанской праазбуки

Вероятное время существования протоханаанской письменности: 1700-1100 [черепки - с 1600 по 1300?] до РХ [то есть, до коллапса Бронзового века, эпически фиксируемого Троянской войной].

Область распространения: Палестина.

Не смотря на свою простоту (20 знаков, вполне сопоставимых с известным финикийским алфавитом), ни сами тексты этим письмом, ни даже репертуар его знаков не имеют убедительной дешифровки. [Может быть, несемитский язык?]

Существует теория, согласно которой древнеханаанейское письмо является «промежуточным звеном» между синайским письмом и [финикийским] алфавитом. Эта теория является своеобразным дополнением к теории Алана Гардинера о возникновении алфавита из синайского письма. Теория «недостающего звена» получила поддержку со стороны ряда учёных, среди которых Уильям Олбрайт и Мосес Гастер. Согласно этой теории знаки древнеханаанейского письма отождествляются либо с синайскими либо с северносемитскими [финикийскими?] знаками.

Однако нет никаких доказательств тождественности этих письменностей. Кроме того, предлагаемые отождествления и чтения знаков зачастую не совпадают между собой. Также многие общепринятые прочтения можно объяснить только прибегая к теории «недостающего звена». Три этих фактора ставят под сомнение правомерность данной теории.

Древнеханаанский алфавит
Эволюция финикийского алфавита
taw šin reš qoφ cade pe `ayin samex nun mem lameð kaφ yoð teθ heθ zayin waw he daleθ gimmel beθ 'aleφ
TT, SΣ, RР, Q_, (S2), PП, OО, _Ξ, NN, MM, LΛ, KК, II, _Θ, HН, GZ, F/Y_, EЕ, DΔ, CГ, BВ, AА

Выше показаны 2 рисунка - древнеханаанский алфавит и эволюция финикийского алфавита из него, при которой в финикийский было добавлено 2 буквы [teθ и tsade]. [Не сомнительно ли это? Может быть, финикийский возник из предшественника древнеханаанского (протосинайского или его потомка и родителя древнеханаанского)? Древнеханаанский пошел по своему пути, утратив 2 буквы (обслуживал не финикийский язык, возможно - филистимский), финикийский - по своему.]

Анализ протоханаанских надписей

Две группы памятников протоханаанским алфавитом Третья группы памятников древнеханаанской азбукой
Древнеханаанские надписи I (1-3) и II (4-6) групп:
1 - черепок из Гелера;
2 - сихемская пластинка; 3 - кинжал из Лахиша;
4 - надпись из Телль-эль-Хеси;
5 - надпись из Телль-эль-Аджула;
6 - острак из Бет-Шемеша (обе стороны).
Древнеханаанские надписи III группы:
1, 2, 4 и 5 - надписи из Лахиша
(а, б - разные зарисовки; * - экспедиция Уэллкома);
3 - знаки краской или вырезанные на камнях
фундамента Иерусалимского храма.

Протоханаанейские надписи I группы (XVI в. до н.э.)

Черепок из Гелера

Пластинка из Сихема (XVIII? в. до н.э.)

Протопалестинская надпись 3 из Сихема (8 знаков)

Если читать традиционно по-семитски справа налево: RAMM(L?)RA(?). Но у букв Реш лица напрвавлены вправо, поэтому, возможно, читать следует слева направо: (?)AR(L?)MMAR.

Кинжал из Лахиша

Протоханаанейские надписи II группы (XIV в. до н.э.)

Надпись из Телль-эль-Хеси

Надпись из Телль-эль-Аджула

Протопалестинская надпись 14 из Телль-эль-Аджула (5 знаков)

[ ]

Острак из Бет-Шемеша

Протоханаанейские надписи III группы (XIII в. до н.э.)

4 надписей из Лахиша

Надпись 15 - надпись из Лахиша.

Протопалестинская надпись 15 из Лахиша (9 знаков)

[ ]

Надпись 16 - надпись из Лахиша (другая прорисовка).

Протопалестинская надпись 16 из Лахиша (10 знаков)

[ Здесь тоже левое слово можно прочитать как B`LT? - "Госпожа", или Балаат (верховная богиня).]

Знаки на фундаменте Иерусалимского храма

Надпись 17 - знаки на камнях Иерусалимского храма.

Протопалестинская надпись 17 из храма в Иерусалиме (8 знаков)

[ ]

Древнепалестинские надписи из Избет-Царта

Остракон с дреанеханаанской надписью из Избет-Царта

В августе 1976 года совместная экспедиция университетов Тель-Авива и Бар-Илана проводила раскопки на месте древней израильской деревни. Оно было заселено в период 1200-1000 гг. до н.э и ныне носит арабское название ‘Избет-Сартахъ". Деревня находится примерно в 2 милях к востоку от древнего филистимского города Афек, на дороге, соединяющей Афек и Шило. Это был дальний форпост израильских владений во времена, предшествовавшие филистимским войнам. Возможно, это библейский Эбенезер, где израильтяне собирали свою армию в начале войны (1 Глава 4).

В ходе раскопок на дне ямы для хранения были найдены 2 фрагмента большого глиняного кувшина. Фрагменты совпали друг с другом, и при внимательном рассмотрении оказалось, что на них имеются письмена (Моше Кохави, “Остракон периода судей из ”Избет Сартаха"", Тель-Авив 4 [1977]: 1-13). Сама находка была скромной: кусочек битой керамики, на котором кто-то нацарапал алфавит и текст, который, похоже, был упражнением по копированию: всего 80 с чем-то букв. Текст (если это текст) не был понят. Ученые, которые первоначально исследовали его, без труда прочитали отдельные буквы, но они не смогли расшифровать сам текст.

Что интересно, в нескольких буквах присутствуют пиктографические элементы. Алеф по-прежнему изображен в виде головы быка, рога слева. Каф нарисован в виде руки с тремя (или пятью?) пальцами. Тем не менее, это настоящий алфавит, лишь незначительно отличающийся от 22-буквенного алфавита, известного в более позднем иврите. Аарон Демски, подводя итог значимости находки, говорит, что это “недостающее звено в эволюции алфавита от протоканаанского к древнееврейскому и финикийскому письмам. Некоторые буквы восходят к более старым алфавитам, в то время как другие предвосхищают более поздние формы” (Аарон Демски, “Протоканаанский справочник, датируемый периодом Судей, и его значение для истории алфавита”, Тель-Авив 4 [1977]: 14-27).

Кроме того, надпись свидетельствует о грамотности евреев во времена Судей. Получается, что в сельской израильской деревне, за 200 лет до установления монархии с царя Саула, кто-то подобрал осколок керамики, чтобы попрактиковаться в написании букв. Другие народы Плодородного полумесяца обладали богатой литературой задолго до того, как появился израильский народ. Библейская литература появилась сравнительно поздно. Тем не менее, большая часть библейской литературы, действительно, была написана задолго до того, как эти буквы из Избет Сартаха были нацарапаны на этом куске битой керамики. Сама Библия упоминает письменность на ранних этапах своей истории. Были написаны заповеди; была написана Песнь Моисея; Моисей составил письменный маршрут путешествия (Исход 24:4; Второзаконие 31:22; 32:1-43; Числа 33:2). Надпись из ‘Избет Сартаха" показывает, как сохранялась эта литература. Аристократическая поэзия и хроники других народов Ближнего Востока лежали погребенными тысячи лет, пока недавние раскопки не откопали их снова. Или же они были начертаны на стенах гробниц и храмов на языке, который до недавнего времени оставался нечитаемым. Но еврейская литература оставалась живой для каждого поколения, которое ценило ее, потому что она принадлежала как царю, так и простолюдину, и ее сокровища были открыты для любого, кто выучил алфавит из 22 букв.

(Авторское право © 2005-2010 Центр Андреаса, Амхерст, Массачусетс. Все права защищены. Создано в ноябре 2005 года. Последнее обновление 30 марта 2010 года.)

Протоханаанейские надписи неизвестного возраста

Здесь пока соберём в кучу остальные иллюстрации древнеханаанейских тестов, возраст которых автору пока не известен.

Надпись 0 на наконечнике стрелы.

Протопалестинская надпись 0 на наконечнике стрелы (11 знаков)

[ Левую часть можно прочесть как RB`L, где rb` - это общесемитское rubʕ - четверь, четвёртый. ]

Надпись 1.

Протопалестинская надпись 1 из 18 знаков

[Возможно, это самая тривиальная и банальная расшифровка, подобно той, что уже где-то была сделана: L B`LT - эль Ба`алат - богиня Балаат - жена Баала.]

Надпись 2 из Кубур эль-Валаиды (Qubur el-Walaida).

Протопалестинская надпись 2 из Кубур эль-Валаиды (13 знаков)

[ ]

Надпись 5.

[ ]

Протопалестинская надпись 5 (7 знаков)

Надпись 7 на наконечнике стрелы.

Протопалестинская надпись 7 на наконечнике стрелы (16 знаков)

[ ]

Надпись 11 - фрагмент из Нуры (XI век).

Протопалестинская надпись 11 из Нуры (11 знаков)

[ ]

Надпись 13 на кинжале.

Протопалестинская надпись 13 на кинжале (10 знаков)

[ ]

Надпись 21 - фрагмент из Нагилы (XVI век).

Протопалестинская надпись 21 из Нагилы (4 знака)

[ ]

Сетевые ресурсы о ханаанском праалфавите

Библиография о древнеханаанской письменности


Главная > Лингвистика > Письменности

Протоалфавиты | Арамейские | Южносемитские | Абугиды Индии | Вокалические

Порталы о письменностях | Реестр письменностей | Дешифровка текстов | Книги по исследованию письма

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 01.05.2024
Яндекс.Метрика